Сегодня мы с вами поговорим на тему – укладка тротуарной плитки на бетонное основание. Самый распространенный способ, это укладка на утрамбованную песчаную подушку. Но в тех местах, где наблюдается высокая проходимость (детские площадки) или нагрузка (автомобильные стоянки), следует тротуарную плитку укладывать на надежное и подготовленное основание из бетона.
Также бетонную стяжку используют на нестабильных грунтах или глинистых почвах.
Плюсы и минусы укладки плитки на бетон
Принцип монтажа напоминает укладку кафельной плитки на бетонную стяжку, в результате использовании такой технологии вы получаете ряд преимуществ.
- Отсутствует усадочный процесс. При использовании песчаной подушки со временем появляются места оседания, которые приводят к деформации поверхности из тротуарной плитки. А бетонная стяжка имеет большой вес и равномерно усаживается по всей площади.
- Прочность. При заливке бетонного слоя используют армирование, что на порядок повышает прочность основания. Так же не происходит растекания основания как при песчаном методе.
- Работу по монтажу можно выполнить собственными руками. Для этого не требуется профессиональных навыков, инструментов и техники. Процесс трудоемкий, долгий и энергетически затратный. Потребуется наличие помощников.
- Надежность поверхностного слоя. Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что при соблюдении всей технологии укладки, вы получите надежное, прочное и долговечное покрытие из тротуарной плитки.
К минусам относят:
- В тех случаях, когда клей используют в качестве связующего компонента, а один элемент плитки повреждается и его требуется демонтировать. На этапе демонтажа возникают трудности, есть вероятность повредить соседние плитки.
- Если не соблюсти технологию заливки бетонной поверхности, она разрушится уже после первой зимы.
- Бордюры и сама бетонная поверхность создают закрытый короб, что затрудняет вывод воды и влаги. Чтобы избавиться от этого недостатка, используют дренаж по периметру всей площади. Специалисты рекомендуют всю дренажную систему утеплить на глубине 30-40 см. пенополистиролом. Есть еще один метод, все швы между плитками заделать клеем.
- Стоимость работ значительно увеличивается за счет создания мощного и крепкого основания, и приобретения декоративных тротуарных бордюров.
Технология монтажа бетонного основания
Всю технологию заливки бетонного основания можно разделить на два этапа:
- Подготовительный этап. Процесс армирования и заливки бетона.
И так начинаем с разметки участка. Здесь вы можете включить свою фантазию и нарисовать на бумаге любые формы и конфигурации зон отдыха, парковочных мест или тропинок на вашем земельном участке. После того как вы все продумали и нарисовали, переносим этот чертеж на участок.
Разметку можно производить с помощью колышков и ниток или использовать кисточку с краской (известью). И рисовать сразу на грунте.
Если у вас плитка, ливневка и бордюры уже есть в наличии, то ширину и конфигурацию площадок можно изначально выложить на участке и после этого делать разметку. Но так редко кто делает.
На этом этапе так же следует учесть тот факт, что высота лотка ливневки может быть от 2 до 4 см., бордюры так же имеют разную высоту.
Если мы декорируем дорожки в ненагруженных участках, то можно использовать плитку толщиной 4-5 см., а для нагруженных участков толщина плитки должна быть не меньше 6 см.
И в итоге ливневка, бордюр и поверхность плитки должны составлять одно единое целое, без перепадов. И не стоит забывать про подушку из щебня, она делается под любой элемент всей конструкции.
Толщина подушки из щебня должна составлять примерно 10 см. В итоге мы получим траншею с дном разного уровня. В некоторых случаях бордюры делают на 2-3 см. выше поверхности плитки (это редкость).
Большинство специалистов рекомендуют делать уровень бордюров на 2-3 см. ниже плоскости плитки, для естественного отвода влаги.
Некоторые специалисты в размеры разметки сразу закладывают бордюры, и монтаж начинается именно с установки бордюров по всему периметру, по заданному уровню.
А после этого производится заливка бетонного основания и укладка тротуарной плитки. А некоторые мастера, сначала ставят опалубку, для этого используют доску толщиной не меньше 4 мм.
Затем заливают основание из бетона, а затем демонтируют опалубку и по краям устанавливают бордюры. А расстояние между бордюром и бетоном засыпают мелким щебнем, это так называемый дренаж.
Покупать плитку стоит на 8-10 % больше чем вся площадь укладки.
Для приготовления бетонного раствора объемом 1 кубический метр своими руками вам понадобиться: 300 кг. цемента, 650 кг. речного песка, 170 л. воды и около 1 тонны щебня.
- Когда мы все разметили и определились со способом укладки бордюров. Вырываем траншею разного уровня дна. Очищаем дно от корней, мусора и камней. Для того, чтобы свести к нулю перемешивание щебня с землей можно использовать геотекстиль, он также не дает прорастать корням трав и растений. Затем засыпаем щебень и трамбуем. Как было выше сказано минимальная толщина 10 см. После чего делаем 2 см. слой песка (песок + цемент). Для того чтобы предотвратить проникновение влаги на бетонные элементы из земли, делают слой гидроизоляции. Если используем рубероид, то достаточно одного слоя, а если полиэтиленовая пленка, то используем два слоя.
Мы с вами рассмотрим случай, когда мы сразу устанавливаем бордюры и лотки ливневой системы, они и будут играть роль опалубки для бетонного основания. После того как песчано-щебневое основание готово, с помощью цементного раствора выставляем бордюры по уровню, и закладываем лотки ливневки.
Армирование дорожек с маленькой динамической нагрузкой проводят в один слой. Армирование производят арматурными или проволочными сетками.
Для дорожек уровень сетки должен располагаться на глубине 2-3 см от верхнего края бетона. Для этого можно использовать подставки из бетона или пластика.
Если у нас толщина бетонного основания составляет 15 см, то предварительно заливаем слой 12 см. укладываем решетку армирования и заливаем оставшиеся 3 см бетонного раствора.
Армирование площадок с большой динамической нагрузкой проводят в 2 слоя. Первый слой укладывается на подставки высотой 2-3 см., а верхние на специальные приспособления (пауки, столики).
Сетки укладываются внахлест, минимум одна секция. Верхний слой так же распологается на глубине 2-3 см., от верхнего края бетонного основания.
На больших площадях рекомендуется делать температурные швы. Но специалисты рекомендует всегда делать, через каждые 2-3 м. данные швы.
Это просто доски, уложенные по всей длине, после заливки они демонтируются, а перед укладкой тротуарной плитки на бетон эти швы заполняются эластичным составом.
Эти швы компенсируют расширение и сжатие бетона, при резких изменениях температуры, что позволяет бетонной поверхности не растрескиваться и не вздуваться.
Дренажную систему обязательно следует предусмотреть. Как выше было сказано, можно бордюры ниже опустить, или оставить небольшое расстояние между бордюром и бетонной поверхностью.
Некоторые специалисты уже готовый залитый бетон сверлят с интервалом 20-30 см, по всей поверхности и заполняют отверстия мелким гравием.
Так же можно использовать обрезки пластиковых или асбестовых труб. Их разрезают пополам и на сферической окружности делают отверстия.
Когда заливают раствор бетона, их устанавливают таким образом, чтобы сферическая часть было в слое подушки из гравия, а обрезанная была вровень с верхним уровнем бетонного основания. Перед укладкой плитки пространство труб так же засыпают мелким гравием.
Основание под заливку готово, армирующие элементы готовы, дренажная система так же готова – можно приступать к заливке раствора бетона.
При больших объемах, и удобном подъезде выгодней заказать готовый раствор, только стоит все обязательно подготовить.
Если нет такой возможности, то бетонный раствор готовят самостоятельно, при этом состав бетона выглядит так – щебень, песок и цемент смешивают в бетономешалке в соотношении 3:2:1 + вода. Заливку стоит производить сметанообразной консистенцией бетонного раствора непрерывно.
Верхний слой не должен содержать крупных фракций гравия. После заливки всю поверхность бетона закрывают пленкой до 1 недели и периодически поливают.
Специалисты рекомендуют выждать 15-20 дней после заливки и только после этого времени приступать к укладке плитки. За это время бетон наберет крепости примерно уже на 70%.
И очень важно на этапе заливки бетона формируют уклон поверхности. На следующих этапах это будет сделать проблематично. В случае с дорожками уклон создается 1-2 градуса поперек ливневой системе, а так же до 7 % вдоль всей дорожки.
А для больших площадок уклон создается или от центра площадки в двух направлениях, или от края в одном направлении. При этом угол наклона должен составлять 2-3 градуса.
Так же для больших площадок специалисты рекомендуют использовать строительные маяки для соблюдения угла уклона. Есть один нюанс, если у вас наклон составляет больше 7 градусов, то специалисты рекомендуют формировать ступеньки.
Как правильно уложить тротуарную плитку на бетонное основание
Для начала следует предварительно выложить плитку, соблюдая рисунок, это делается для понимания, в какой последовательности следует укладывать тротуарную плитку.
Выбор плитки делают, как было указанно выше, толщина 3-4 см – для ненагруженных поверхностей. Толщина больше 6 см. для нагруженных поверхностей.
Плитку следует укладывать различными схемами, это придаст индивидуальность, эффектность и красоту вашему владению.
Основные и популярные схемы укладки тротуарной плитки:
Существует три способа укладки плитки на поверхность бетона:
- Сухая смесь
- Песчано-цементный раствор.
- Плиточный клей.
Сухая смесь готовится из цемента и сеяного речного песка в соотношении 1 к 6. Мастера такую смесь прозвали – гарцовка. Эту смесь приготавливают в сухом виде и засыпают толщиной в 5 см. по всей площади. Для хорошего качества смесь следует утрамбовать вибрационным станком.
Плитку укладывают, соответственно рисунку, каждую плитку следует подбить резиновой киянкой. После вырезания всех элементов и укладки всей площади поверхности плитку так же следует утрамбовать так же вибрационным станком.
Швы между плитками заполняют гарцовкой и проливают водой, делают это до того как состав перестанет проседать. При использовании этого метода, вы в процессе укладки можете ходить по поверхности, а так же в случае выхода из строя одного из элемента, его легко и быстро можно заменить.
Песчано-цементный раствор приготавливают в соотношение 3 части просеянного песка и 1 часть цемента, все тщательно перемешивают с водой до получения сметанообразного раствора.
Раствор выкладывают на бетонную поверхность толщиной 2-3 см. Плитку укладывают и подбивают слегка резиновой киянкой. Следует как можно чаще проверять уровень горизонтали плитки.
Для этого используют строительный уровень. Этот способ укладки является бюджетным и неприхотливым. Его используют при обустройстве больших площадей. Швы так же заполняем гарцовкой или песком и не забываем проливать швы до полной усадки смеси или песка.
Плиточный клей. Клей покупают уже фасованный и перед использованием разводят небольшими порциями, так как он достаточно быстро схватывается. Клей следует использовать для наружных работ (улицы).
Именно по этой причине следует аккуратно выкладывать плитку. Разведенный клеевой раствор наносят толщиной 0.5-1 см. Швы рекомендуют заделывать так же клеевым раствором. Или песком и гарцовкой.
И один из самых главных вопросов, можно ли уложить тротуарную плитку на старую бетонную поверхность. Для начала следует осмотреть поверхность, если оно имеет большое количество дефектов (трещины, ямы, сколы), и уже не настолько прочное, то лучше всего заменить бетонное основание.
А если повреждения не значительные, то их следует зашпаклевать цементным раствором, а бугры и выступы сбить. А в целом после легкой реконструкции поверхности технология укладки остается такой же, как и при укладке плитки на бетонное основание.
В данном случае целесообразнее использовать клей в качестве связующего элемента.
Заключение
Укладки тротуарной плитки на бетонное основание, это надежная и проверенная технология обустройства площадок с повышенной динамической и статической нагрузкой.
Да стоимость резко возрастает за счет формирования бетонного основания, но срок эксплуатации намного больше, чем у песчано-щебневых оснований, что оправдает все ваши затраты. Подчеркнем, что только соблюдение всего технологического цикла обеспечит вам длительные эксплуатационные характеристики.